luden1 (luden1) wrote,
luden1
luden1

Categories:

Право народов на самоопределение....

6 августа 1990 года глава Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин сделал в Уфе заявление: «берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». 30 августа 1990 года Верховный Совет Татарской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете Республики Татарстан. В декларации, в отличие от некоторых союзных и почти всех других автономных российских (кроме Чечено-Ингушетии) республик, не было указано нахождение республики ни в составе РСФСР, ни СССР и было объявлено, что как суверенное государство и субъект международного права она заключает договоры и союзы с Россией и другими государствами.

7 февраля 1992 года Татарская ССР — Республика Татарстан переименована в Республику Татарстан. 21 марта 1992 года прошёл референдум о статусе Республики Татарстан. На вопрос: «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?» проголосовало положительно более половины граждан республики, принявших участие в голосовании.

Однако, до этого Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 13 марта 1992 года № 3-П были признаны не соответствующим Конституции РСФСР — РФ 1978 года ряд положений Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, ограничивающие действие законов Российской Федерации на территории Республики Татарстан, а также постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан» в части формулировки вопроса, предусматривающей, что Республика Татарстан является субъектом международного права и строит свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров.

Ходатайство, поданное в Конституционный Суд, усмотрело в этом противоречие ст. 70 Конституции РСФСР (в ред. Закона от 12 апреля 1978 г.): «Территория РСФСР не может быть изменена без ее согласия. Границы между РСФСР и другими союзными республиками могут изменяться по взаимному соглашению с соответствующими республиками, которое подлежит утверждению Союзом ССР». Итак, в ходатайстве сопоставлялись, с одной стороны, вопрос об изменении статуса Татарстана (субъекта Федерации) и, с другой стороны, вопрос об изменении территории РСФСР.

Свою позицию по этому вопросу Конституционный Суд определил при анализе уже другого документа: Постановления от 21 февраля 1992 г. о назначении на 21 марта 1992 г. референдума в Республике Татарстан. Конституционный Суд признал в этой части своего решения, что «Республика Татарстан имеет право на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе, поскольку это право производив от права народа на самоопределение». Однако далее Конституционный Суд обратил внимание на ряд условий, которые должны соблюдаться при реализации отмеченного права. В частности, Суд процитировал солидный отрывок из Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г., содержащей раздел «Принцип равноправия и самоопределения народов». В этом разделе записано: «Ничто в приведенных выше абзацах не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределение народов, как этот принцип изложен выше; и вследствие этого имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны», «Аналогичные принципы, — констатируется далее в решении Суда, — закреплены в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе — Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, Итоговом документе Венской встречи 1986 года, документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года и других международно-правовых актах». И, наконец, Суд делает вывод, что международное право ограничивает право народа на самоопределение соблюдением требований принципа территориальной целостности.

22 мая было принято Постановление Верховного Совета о статусе Татарстана как суверенного государства.

30 ноября 1992 года вводится новая Конституция Республики Татарстан, объявляющая его суверенным государством.

19 апреля 2001 года Конституционный суд Российской Федерации признал положения о суверенитете Татарстана не соответствующими Конституции Российской Федерации. 19 апреля 2002 года Госсовет Татарстана принял новую редакцию Конституции республики, приведённую в соответствие с Конституцией РФ.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments